Бесплатная консультация

Коллекторы, антиколлекторы.

В силу нестабильной экономической ситуации в стране, многие из нас попадают в достаточно проблемные ситуации, одной из которых является ухудшение материального состояния или даже полная потеря источников дохода в связи с сокращениями, ликвидациями предприятий и т.д. 
Кроме всего прочего, одним из самых болезненных ударов, мы получаем в связи с невозможностью исполнять обязательства по взятым кредитам. Не заплатил один раз,  задолженность по кредиту, в силу кабальных условий сделки, начинает нарастать как снежный ком, который остановить невозможно. О том, как поступать в возникших ситуациях, мы уже обсуждали (кредиты, как не утонуть в долговой яме), но что делать, когда тебе начинают названивать непонятные и неизвестные люди с требованием вернуть долги, представляясь при этом громкими названиями, вроде – Федеральная служба, отдел урегулирования, компания «рога и копыта» и тому подобное.
Кто эти люди и стоит ли их слушать и бояться?
Называют этих людей простым, незамысловатым словом – коллектор. 
Методы их работы ни чем не отличаются от методов преступных группировок, занимающихся рэкетом и вымогательствами, а порой, сотрудники всякого рода коллекторских контор и есть лица, либо уже имевшие судимости, либо находятся на верном пути к ним.
Главная и единственная цель, преследуемая коллекторами – понуждение вас всеми возможными методами возвратить долг, образовавшийся по кредиту. Идя к этой цели, коллекторы не скупятся ни чем и основное средство воздействия – психологический прессинг. Вам могут названивать каждые 2 минуты с требованиями вернуть долг, с этими же требованиями могут названивать на работу, родственникам, писать про Вас гадости в социальных сетях, завалят спамом всех Ваших друзей, будут приходить к Вам домой, некоторые изрисовывают подъезды словами – «Вася из кв.№ верни сука долг» и подобными. Ни какие доводы о том, что проблема возврата долга возникла в силу непредвиденных обстоятельств им не интересна, поскольку Вы для них, лишь источник дохода и чем больше слабости Вы проявите, тем больше шансов на то, что Вас «разведут».
На законодательном уровне, деятельность коллекторов, фактически, ни как не регулируется, кроме как одной статьей в ФЗ «О потребительском кредите» (об этом чуть позже), поэтому несмотря на громкие заявления, это обычные люди, которые не имеют ни какого права взыскивать с Вас денежные средства, а утверждающие обратное, являются не более чем обычными вымогателями в криминальном понимании этого слова.
Поскольку основное средство работы коллекторов, это максимальное психологическое давление на Вас, считаю особенно важным, чтобы вы понимали несколько вещей.
Единственный законный порядок взыскания задолженности, установленный действующим законодательством – суд, судебные приставы. Поскольку задолженность, предъявляемая банками не является бесспорной и может быть оспорена, банк может взыскать ее только через суд, а для дальнейшего принудительного взыскания, направить исполнительный лист судебным приставам. Только такой вариант полностью легален и законен, любые другие попытки принудительного взыскания являются противозаконной и криминальной деятельностью, ответственность за которую, предусмотрена уголовным кодексом.
А теперь вернемся к обещанному ФЗ «О потребительском кредите». Деятельность банков и других юридических лиц по взаимодействию с должником по возврату задолженности, регулирует статья 15 данного закона, для полноты понимания вопроса, привожу Вашему вниманию весь ее текст:
1. При совершении действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), кредитор и (или) юридическое лицо, с которым кредитор заключил агентский договор, предусматривающий совершение таким лицом юридических и (или) иных действий, направленных на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа) (далее - лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности), вправе взаимодействовать с заемщиком и лицами, предоставившими обеспечение по договору потребительского кредита (займа), используя:
1) личные встречи, телефонные переговоры (далее - непосредственное взаимодействие);
2) почтовые отправления по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.
2. Иные, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи способов, способы взаимодействия с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), по инициативе кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, могут использоваться только при наличии в письменной форме согласия заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа).
3. Не допускаются следующие действия по инициативе кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности:
1) непосредственное взаимодействие с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), направленное на исполнение заемщиком обязательства по договору, срок исполнения которого не наступил, за исключением случая, если право потребовать досрочного исполнения обязательства по договору предусмотрено федеральным законом;
2) непосредственное взаимодействие или взаимодействие посредством коротких текстовых сообщений, направляемых с использованием сетей подвижной радиотелефонной связи, в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), которое указано при заключении договора потребительского кредита (договора, обеспечивающего исполнение договора потребительского кредита (займа) или о котором кредитор был уведомлен в порядке, установленном договором потребительского кредита (займа).
4. Кредитор, а также лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, не вправе совершать юридические и иные действия, направленные на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), с намерением причинить вред заемщику или лицу, предоставившему обеспечение по договору потребительского кредита (займа), а также злоупотреблять правом в иных формах.
5. При непосредственном взаимодействии с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), кредитор и (или) лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, обязаны сообщать фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) или наименование кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, или место нахождения, фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) и должность работника кредитора или лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, который осуществляет взаимодействие с заемщиком, адрес места нахождения для направления корреспонденции кредитору и (или) лицу, осуществляющему деятельность по возврату задолженности.
 
Важнейшие ключевые моменты:
1. взаимодействие только с заёмщиком (должником) и лицами, предоставившими обеспечение по кредиту (поручители, залогодатели). 
Ни каким друзьям, родственникам, сотрудникам Вашей организации и её руководству, ни кто не имеет права обращаться по вопросу возврата Вашей задолженности, если эти лица не являются поручителями или залогодателями по Вашему кредиту.
2. взаимодействие возможно только путём личных встреч, телефонных переговоров, почтовых отправлений по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.
Ни каких социальных сетей, форумов и сайтов, только то, что перечислено! Другие способы взаимодействия возможны только с Вашего согласия!
3. взаимодействие возможно в рабочие дни с 08-00 до 22-00, в выходные с 09-00 до 20-00 местного времени.
4. ни каких действий направленных на причинение вреда заемщику, а значит, ни каких надписей, порчи имущества и уж тем более применение физической силы.
5. лицо, названивающее Вам, обязано представить следующую информацию:
- свою фамилию, имя, отчество;
- свою должность и место работы; 
- наименование кредитора;
- наименование юридического лица осуществляющего деятельность по возврату кредита;
- местонахождение кредитора;
- местонахождение юридического лица осуществляющего деятельность по возврату кредита;
- адрес места нахождения для отправления корреспонденции кредитору;
- адрес места нахождения для отправления корреспонденции юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату кредита.
 
Итак, основные моменты мы теперь знаем и понимаем, что коллектор, не более чем обычный сотрудник, который ни чего, кроме словесной просьбы вернуть задолженность сделать не имеет права. Не стоит боятся коллекторов, относитесь к звонку спокойно и просто игнорируйте все возможные угрозы в Ваш адрес, поскольку ни чего кроме пустого звука, эти угрозы в себе не несут.
Имейте в виду, что все Ваши разговоры коллекторы записывают и могут использовать эти записи против Вас, например, если они довели Вас до нервного срыва и Вы начинаете им угрожать. Таким образом, Вы добавите коллекторам в их работу еще один козырь, которым они Вас будут шантажировать до самого последнего момента.
Обязательно требуйте, чтобы Вам сообщили всё то, что указано в п.5 ст.15 ФЗ «О потребительском кредите». Не торопитесь и попросите не торопиться коллектора, возьмите ручку и по каждому пункту записывайте подробную информацию, если не расслышали, попросите повторить, если перестала писать ручка, попросите перезвонить и не продолжайте дальнейшее общение, пока не запишите всю установленную законом информацию. При этом обратите внимание, что коллектор обязан предоставить эту информацию по Вашему требованию, даже в том случае, если однажды он Вам её уже озвучивал. Поговорили, перезвонил через две минуты, хорошо, продиктуй кто ты и от куда ты. Опять перезвонил через две минуты, будь любезен, еще раз продиктуй. 
В том случае, если хоть один пункт закона был нарушен, прекращайте общение и не раздумывая, направляйте жалобу на банк, от имени которого Вам названивают, напрямую в Центральный Банк России. Сделать это можно прямо на сайте ЦБ по ссылке - http://www.cbr.ru/Reception/Complaint/ (в разделе «Банки» выбираете «показать еще», далее – «неправомерные действия коллекторов»).
Надеюсь, предоставленная информация будет Вам полезна и выручит в сложной ситуации, но если у Вас остались вопросы и требуется дополнительная помощь в разрешении проблем с банком, обращайтесь, будем искать выход и решение проблем.

Контактная информация

236022, г.Калининград,

ул.Ген.Озерова, дом 17, офис 25
(ориентир - магазин "Центр света", вход в этот же подъезд, 3-й этаж)

ВНИМАНИЕ!!! В период с 17 до 25 октября 2016 года, адвокатом, осуществляется выездной приём граждан. Услуга выезда адвоката к клиенту, включена в стоимость консультации (1000 рублей), то есть является бесплатной.

телефон: 8 (4012) 52-52-54

e-mail: info@advokat-kaliningrad.ru